Ощутила в полной мере, что из себя представляет это страшное слово "экзамены", и мне это не понравилось.
Дело даже не в том, что сдавать экзамены - штука сама по себе неприятная (тут можно только распевать дифирамбы финской системе образования, где экзамены если и есть, то какие-то совершенно другие - нестрашные, что ли?), а в том, что само это мероприятие у нас в школе почему-то очень плохо организовано. То есть, наверное, планировалось что-то хорошее, но, как всегда, только планировалось.
В чем была лажа?
1. Подарки и угощения.
Я думаю, что кормить проверяющих между двумя частями устного экзамена - это вполне разумное решение. То есть, не только потому, что оценивающие могут вдруг подобреть на почве сытости и повысить кому-то балл. Просто это по-человечески: дать передохнуть людям, которые несколько часов выслушивают корявую английскую речь.
Но я искренне не понимаю, зачем этот цирк с цветами и подарками в день письменного экзамена. Кому и что мы этим пытаемся продемонстрировать? Эти преподаватели, которые следят за дисциплиной во время экзамена, НЕ ставят оценки, они ни на что не влияют. К чему эти полуубитые хризантемы и коробочки конфет за два евро? Есть ведь определенная граница, когда вежливость превращается в подобострастие.
Почему бы на эти деньги не покормить пишущих экзамен? Нам было сказано, что во время получасового перерыва между первой и второй частью мы сможем поесть. Предполагалось, что родительский комитет совместно с классными руководителями купит каких-нибудь там пирожков с капустой. Но взрослые были так сильно заняты расшаркиванием перед надзирателями, перетаскиванием кофейного аппарата из кабинета для простолюдин в кабинет с фуршетом, что совершенно позабыли о такой мелочи, как снабжение пищей стрессующих старшеклассников. В итоге те, кто не взял с собой еду, писали сочинения под аккомпанемент урчащих желудков.
2. Организация в целом.
Почему-то никаких свободных дней перед экзаменом не предполагалось. Предполагалось 8 уроков по расписанию. Директор решила, что будет круто эти восемь уроков по расписанию превратить в 7 английских. Типа погружение в среду.
Сразу на следующий день, то бишь во вторник, состоялась письменная часть. В среду - экзамен по немецкому. В четверг - устная часть английского. Вероника, которая сдавала и немецкий, и английский, к четвергу была немного не в себе. Никому не сказали, когда именно каждый будет сдавать устную - в итоге 40 человек были вынуждены коптиться в кабинете, пока не позовут. В пятницу снова было семь уроков - кому какое дело, что отстрелявшимся уже не до школы?
Еще в день письменной части к нам наведался Мужик Из Телика и чем-то очень довольная директриса. Видимо, нашу школу как всегда выбрали для очередного репортажа про успехи в отрасли образования. И ведь понятно, что попадет в объектив: улыбающееся лицо директрисы, бегущие стрелки часов, вылизанные кабинеты и проверяющие в строгих костюмах. В новостной сюжет никак не войдет моя шатающаяся парта, которую отказались заменить на другую из-за нехватки времени. Или то, как Рома пролил воду на свой экзаменационный бланк, потому что родительский комитет пожалел денег на персональные бутылочки и вручил нам вместо этого галимые пластиковые стаканы. ***
Письменная часть была сложнее прошлогодней, которую мы делали в понедельник, особенно аудирование. Но, кажется, я более-менее справилась. Остальные, наверное, тоже. Не зря же постоянно выходили "в туалет", как будто страдают коллективным недержанием.
В день устной части перенервничала жутко, проосто жутко. Перед своей очередью забилась под стол в кабинете физики, и Мисс (как же я люблю Мисс) пришлось вытаскивать меня и произносить всякие напутствующие слова. В итоге первая проверяющая поставила мне 30 пунктов из 30, а что там скажет вторая, которая чуть позже услышит мой дрожащий голос на записи диктофона, и сколько я получила за экзамен в целом - это я узнаю только в мае.
П.С. Юля говорит, что в их латышской гимназии ничего подобного нашим пляскам возле проверяющих и надзирателей не было. Для них экзамен - часть повседневной учебы: пришел, сдал, ушел. Вовсе необязательно было нарядно одеваться при этом. Парты не шатались. В перерыве всех покормили в столовой.
Я попыталась нечто подобное представить у нас в школе, но, видимо, мне не хватает силы воображения.